Преподаватель МГУП им. Ивана Фёдорова (в обиходе художников — «полиграф» — Прим. Ред.), московский дизайнер Александр Васин пять лет назад создал единственный в России типографический фестиваль — Международный фестиваль «Типомания», а на прошедшем недавно в ЦДХ Non/fiction провел выставку-конкурс, инициировав молодых дизайнеров и иллюстраторов создать 137 плакатов-рецептов. Мы встретились в помещении его дизайн-школы «T_24» после занятий и поговорили о законах профессии, способах общения с заказчиком, личностном выборе и создании собственного фестиваля.
Был в вашей профессиональной деятельности какой-то поворот, когда вы что-то очень важное поняли про то, чем занимаетесь?
Когда дизайнер развивается, он постоянно имеет дело с каким-то процессом. Почему, например, в советское время почти не было дизайна (дизайн-группы «СХКБ», «Промграфика», «Книга» в счёт не берём — это уникальные явления)? Потому что подпольно дизайн не может существовать, он обязательно связан с тиражами, с потребителем. Делать какие-то приличные, удобные вещи, не имея дело с типографиями и производством — невозможно. Перелом происходит постепенно. Просто ты много-много-много работаешь и в какой-то момент начинаешь понимать что-то, что раньше не понимал.
Знаете, я долго работал дизайнером в издательстве «Коммерсантъ». Ты как бы не видишь себя со стороны. Например, какие-то упрёки заказчика или руководителя очень часто воспринимаешь как личное оскорбление. Когда мы с женой пошли преподавать в институт, вдруг оказалось, что есть люди, которым уже мы должны что-то говорить. Я очутился сразу по разные стороны баррикад и теперь, делая свою собственную работу, смотрю на неё не только со своей стороны. Для дизайнера это вообще очень важное умение — понять, как твою работу оценивает другой человек.
Слова заказчика — это непререкаемый авторитет?
Дизайн без заказа не существует. Бессмысленно делать постер просто так. Бессмысленно проектировать вещь, которая не нужна. Должна быть конкретная задача, потому что дизайн — это решение определённой задачи.
Если заказчик тебе говорит какие-то правильные вещи — да, ты его должен слушать, если ты видишь, что он плохо формулирует свою задачу, не понимает её — ты должен сесть и научить его хорошо формулировать.
А у дизайнеров есть своё профессиональное сообщество? Какое оно?
Да, у нас очень мощный профсоюз, но он очень локален. Дизайнеров, видимо, значительно меньше, чем художников, писателей или композиторов. И, увы, эта тусовка на 90 процентов сосредоточена в Москве.
Вы говорите, что дизайн — это очень «прикладное» занятие. Значит, в этой среде должна быть сильная конкуренция. Как вы с ней справляетесь?
Конкуренция — страшная вещь. Если у тебя есть конкуренты, значит ты делаешь что-то, что и все. Если ты делаешь что-то уникальное — у тебя нет конкурентов. Под «уникальным» я имею в виду не столько жанр работы, сколько твой подход к ней.
Конечно, я имею в виду дизайнеров, которые не просто выполняют заказ, а немножко меняют само представление о предмете. Был такой сок «Rich», помните? У всех соков название было просто написано на одной из граней и, как правило, все они были такие зеленоватые.
И однажды — редкий случай — сок заказали профессиональным, крутым дизайнерам, — это была студия «Open Design» Сергея Кужавского и Стаса Жицкого. Они предложили белый пакет, и это был слом шаблона. До этого ни одного сока в нашей стране на белом фоне не было. Молоко могло быть белое, а сок должен быть зеленовато-пёстрым. И ещё они придумали, что слово «Rich» будет написано по одной букве на каждой грани. Когда четыре сока «Rich» ставятся рядом на полке — название становится в четыре раза длиннее, чем у других.
Это пример правильной работы — они всем последующим дизайнерам указали ещё одну тропинку. Со временем, правда, этикетка, ухудшилась.
Дизайн действительно способен сделать очень многое. Но вот хороший дизайн на службе у плохого дела может привести к ужасным вещам. Хрестоматийный пример — эстетика нацизма. Почему она пленяла и продолжает пленять очень многих людей? Какая форма! Какая символика! Черный, красный, белый! Какой классный дизайн автомата Schmeisser!
Они поступили очень правильно — вложились в графический и предметный дизайн. Наша нынешняя российская пропаганда выглядит очень кондово и аляповато: сине-красные цвета, псевдо-3D, какие-то всполохи. Какая-то хрень собачья. Очень жалко, что тема нашего прошлого — Великой Отечественной Войны, например — всей этой убогой разноцветной графикой оказалась полностью подмята и девальвирована.
Если бы какой-то классный дизайнер сделал логотип для «Единой России», для выборов, правильно бы подобрал шрифт — я даже не знаю, что бы тогда было. Хочется верить, что все дизайнеры из нашего сообщества всё-таки на нашей стороне, и власти пока не удалось никого «замотивировать».
Я всех спрашиваю про ситуацию из романа Василия Гроссмана, когда профессору Штруму предложили подписать бумагу в поддержку «репрессивных действий государства». У вас много студентов, есть свое дело: школа, фестиваль. Если вы окажетесь перед выбором — сохранить свои принципы, но пожертвовать тем, что имеете — как поступите? Возможно, у вас был подобный опыт?
(Пауза)
А чем «Типомания» отличается от других фестивалей?
Это именно типографический фестиваль, то есть в его основе — шрифт. Есть шрифтовая конференция «Серебро набора», биеннале плаката «Золотая пчела», но, видимо, мы как-то проводим свой фестиваль не совсем так... он у нас веселый такой, немножко хулиганский.
Обычно на всяких фестивалях есть лекционная часть, а есть выставочная. Все сначала сидят, потом ходят и смотрят выставки. А мы, например, придумали дуэль иллюстраторов. Зрители говорят, что надо рисовать, а два известных художника сидят за столами перед залом и наперегонки рисуют на планшетах Wacom. Получается какой-то такой новый жанр. Ну, у нас там много чего...
Я часто рассказываю, что принимал участие в одном конкурсе, но не успел с подачей работы. Тогда я понял, что если бы делал конкурс сам, конечно бы, принимал работы опоздавших, но для этого надо было сделать свой. В тот момент я был очень увлечен типографическими видеороликами, и мы решили сделать такой конкурс, а потом наградить лучших. Но чтобы можно было наградить — надо найти спонсора. Потом решили, что нужно место, где это всё произойдёт. Поехали на «Флакон», там есть маленький зал, а есть большой. Наталья говорит: «Давай в большом!». Меня в этом смысле очень легко раззадорить, но ведь надо чем-то это пространство занять. А давай какую-нибудь выставку устроим? А чью? А давай мы знакомых дизайнеров попросим что-то сделать? Ну, давай. А что люди будут только выставку смотреть? Давай мы там ещё пару лекций проведём.
И вот так — постепенно, постепенно.
А не было опасности, что запланируется и запустится больше, чем вам будет по силам потянуть?
А у меня на это есть жена, которая работает предохранительным клапаном. Она как видит, что сейчас будет перегруз, сразу говорит: «Васин, остановись!»
Мы очень не похожи друг на друга, но вместе уже лет 20, и у нас такой очень правильный тандем. Так что я ей полностью, конечно, доверяю.
Разговаривал Иван Ивашкин
Фотограф Олимпия Орлова